ПЛРК "МЕТЕЛЬ"
Год принятия на вооружение 1970
В 1965 г. на вооружение ВМФ СССР была принята 533-мм торпеда АТ-2, а в 1973 г. - ее модификация для противолодочной управляемой ракеты АТ-2У. Однако вес этих торпед (около 1 тонны) и габариты позволили использовать их только в противолодочном ракетном комплексе "Метель".
Пуск ракет противолодочного ракетного комплекса "Метель" производился из неподвижных контейнеров, установленных по бортам корабля, под крылом ходового мостика. Корабельная система управления была унифицирована с системой управления "Гром-М" универсального ракетного комплекса М-11 "Шторм".
Комплексом «Метель» оснащались корабли ПЛО проектов 1134А, 1134Б и 1135.
В состав комплекса входили:
– крылатые ракеты 85Р с самонаводящимися противолодочными торпедами АТ-2У в качестве боевых частей;
– пусковые установки;
– корабельная аппаратура пусковой автоматики;
– средства наземного обслуживания.
Стрельба осуществлялась по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи) на дальностях от 6 до 50 км. С помощью корабельной системы управления решались стрельбовые задачи, осуществлялась предстартовая подготовка, производился старт ракет, управление ракетой в полете и корректура траектории в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.
Организация процесса управления ракетой давала возможность, не снижая эффективности комплекса, доставлять торпеду в район обнаружения подводной лодки с околозвуковой скоростью, это упрощало задачу обеспечения заданных массогабаритных параметров ракеты и всю задачу построения системы торпедометания.
Комплекс "Метель" позволял осуществлять стрельбу одиночными ракетами или двухракетным залпом.
Этот комплекс разработан дубнинским МКБ "Радуга" (главный конструктор А.Я. Березняк) совместно с ВНИИ "Альтаир" МСП (главный конструктор Г.Н. Волгин). Боевая часть АТ-2УМ подготовлена НИИ "Гидроприбор" МСП (бывшее НИИ-400 КГС, главный конструктор В.С. Осипов).
Крылатая ракета 85Р – первая в отечественной практике ракетостроения крылатая ракета для целей противолодочной обороны. В составе управляемого противолодочного комплекса «Метель» ракета 85Р предназначена для поражения подводных лодок в подводном положении. Применение в противоло дочном ракетном комплексе управляемой крылатой ракеты, согласно исследованиям Заказчика, обеспечивало существен ное повышение эффективности комплекса по сравнению с применением баллистической ракеты аналогичного назначения.
В связи с жёсткими габаритными ограничениями при размещении боекомплекта ракет на кораблях-носителях, была разработана оригинальная компоновочная схема ракеты. С целью уменьшения длины ракеты боевая часть – торпеда – была размещена под корпусом ракеты, а минимальный поперечный габарит достигался за счёт складывания консолей крыла и киля.
Аэродинамическая схема ракеты 85Р – «бесхвостка». Цилиндрическая часть фюзеляжа плавно переходит в специально спрофилированную хвостовую часть, заканчивающуюся рулём направления («рыбий хвост»). Такое решение конструкции руля направления на ракете применено впервые и было признано изобретением. В целом аэродинамическая схема ракеты 85Р не имеет прототипа в практике отечественного ракетостроения.
Ракета 85Р комплектовалась:
– бортовой аппаратурой радиоуправления;
– автопилотом;
– электрооборудованием;
– двумя стартовыми двигателями;
– противолодочной торпедой с системой торпедометания.
Для ракеты был разработан маршевый твёрдотопливный двигатель, обеспечивающий дальность полёта до 50 км. Маршевый полёт в район цели осуществлялся на постоянной высоте (600 или 800 м в зависимости от дальности стрельбы), обеспечиваемой автопилотом по сигналам от корректора высоты.
Ракета вместе с торпедой выстреливается из надводного контейнера и доставляет торпеду к точке входа в воду. В дальнейшем комплекс функционирует в подводном варианте.
Боевая часть ракеты 85 Р - самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ по команде корабельной системы управления отделялась от ракеты в расчетной точке и приводнялась на парашюте в предполагаемом месте нахождения цели. После погружения на заданную глубину торпеда осуществляла циркуляционный
поиск цели двухплоскостной системой наведения, наводилась на цель и поражала её. Торпеда АТ-2УМ имела глубину поражения цели до 400 м, скорость 23 узла в режиме поиска и 40 узлов в режиме сближения с целью (наведения на цель). Дальность хода торпеды 8 км. Система самонаведения - акустическая, активно-пассивная, с радиусом реагирования 1000 м по активному каналу. Вес заряда взрывчатого вещества 100 кг.
Дальность стрельбы ракеты 55 км
Скорость ракеты 1000 км/ч
Длина торпеды 4,8 м.
Вес торпеды 4050 кг.
Глубина хода торпеды 20-40 м.
Скорость торпеды 25-40 уз.
Дальность торпеды 7 км
Установлены на кораблях:
1135 Буревестник
1155 Удалой
1134Б Беркут
Назад на главную