Ни одно флотское сердце, никогда, не сможет забыть свой родной корабль.
 
 
И.С. Юмашев
ТТД корабля
ФОТОальбом
Боевые службы
Экипаж корабля
Воспоминания о службе
Гостевая книга
Форум сайта
Ссылки на ресурсы военно-морской тематики
О Флоте

Сайт основан:
01.06.04

Автор: Sea_Burn


Баннеры:
Военно-морских ресурсов

SpyLOG
Яндекс цитирования
Каталог сайтов Всего.RU
Рейтинг  Военных Сайтов
Rambler's Top100

 

БПК "Адмирал Макаров ", бортовые номера:724,583, 585, 547, 545, 296,541, 657,635(90), 291(7.74) 690(9.78)

ИСТОРИЯ БПК "АДМИРАЛ МАКАРОВ"

Корабль заложен 29 февраля 1969г. на заводе им. Жданова. Спущен на воду 22 января 1970 г. Экипаж сформирован7 августа 1972 г. 2 июня 1972 г. на корабле поднят ВМ флаг. 2 июля 1972 г. на корабле поднят Военно-Морской флаг. С июля 1972 г. корабль прошел ходовые испытания и в январе 1973 г. приказом ГК ВМФ зачислен в состав ВМФ. В ноябре осуществлен переход в г. Балтийск, где корабль был подготовлен к переходу на КСФ. В г. Балтийске корабль посетил Министр Обороны СССР Гречко и Главком ВМФ Горшков. При переходе по окончании госиспытаний с Балтики на СФ имел место неприятный инцидент - в проливе Фемарн-Бельт, в тумане имело место столкновение с чешским грузовым судном "Кладно", которое форштевнем ударило в район кормового подзора по левому борту. Был поврежден корпус и вертолетная площадка, корабль вернулся в завод.
В апреле 1973 г.
корабль осуществил переход на СФ и приказом командующего от 25.04.73 г. БПК "Адмирал Макаров" зачислен в состав кораблей Северного Флота.
С 14 по 25 мая 1973 г. учение СФ по поиску ПЛ в Норвежском море и Северо-Восточной Атлантике. Среди участников - БПК "Макаров", "Нахимов", "Кронштадт".
10 августа 1973 года
- смотр корабля Командующим Флотом (адм. флота Г.М.Егоров) и выход на первые рейдовые сборы под флагом Командующего.
В октябре 1973 г. в связи с обострением БПК пр.1134А «Адмирал Макаров» СФ –в западной части Средиземного моря.
май 1974 года - опытовые учения "Плес", уникальные по количеству одновременно задействованных противолодочных сил и организации их взаимодействия.
C 27 июня по 27 декабря 1974 года, первая боевая служба , визиты на Кубу (Гавана и Сьенфуэгос) и Мароко (Касабланка). В июле 1974 г. греческие "черные полковники" подняли вооруженный мятеж против правительства Макариоса. Этим воспользовалась Турция и под предлогом защиты турок-киприотов ввела на остров Кипр свои войска, оккупировав 37% территории. Кстати, во время Кипрских событий наши корабли - ни "Макаров", ни "Нахимов" ни в Ларнаку, ни в Лимасол не заходили, а вот в готовности даже к высадке десанта находились. Десантный взвод на "Макарове" возглавлял и со всей серьезностью тренировал комбат 4-й батареи (МЗА) ст.л-т Глуховеря Александр Петрович, на которого мгновенно родилась эпиграмма: "Нет страшней на Кипре зверя, чем десантник Глуховеря". "Нахимов" ворвался в Лимассол под прикрытием "Адмирала Макарова" и вывез оттуда наших соотечественников торговых представителей и посольских людей с семьями, и туристов немногочисленных. Ни один самолет без опознавательных и с опознавательными знаками не посмел приблизиться или атаковать наши корабли. За период боевой службы кораблем пройдено 24 829 миль за 2 тысячи 50 ходовых часов.Экипаж корабля в 1975 году составлял 375 человек (43 офицера, 47 мичманов, 65 старшин, 220 матросов) 25 национальностей нашей необъятной страны. Из них: 57.6%-русские,21.3%-украинцы. Служили на корабле белорусы, литовцы, молдаване, казахи, узбеки, поляки, азербайджанцы, болгары, татары, чуваши, латыши, грузины, армяне, лезгины, евреи, мордвины и по одному представителю других национальностей.
Апрель 1975 года - "Север-75",(или "Океан-75"). Поисковая операция в Норвежском и Гренландском морях, длительный контакт с чужой ПЛ, уходившей с большой скоростью подо льды. При этом "Макаров" сам вошел в зону битого льда, сплоченностью до 2-3 баллов на скорости 26 - 27 узлов.
С 7 ноября 1975 г. по июль 1976 г. Вначале он выполняет задачи по слежению за группировкой кораблей НАТО, проводящих учения в Северной Атлантике, а затем направляется в Средиземное море. После начала военных действий в Анголе корабль был направлен к ее берегам.В период с 11 по 24 .01.76 года в составе отряда кораблей и судов ВМФ СССР (БПК «Адмирал Макаров», ЭМ «Находчивый», транспорт «Борис Чиликин», танкер «Ельня») 27.01.76 г. корабль пересек экватор, а точке с координатами 0-0 продолжительное время находился на плав. якоре, служа «маяком» для наших самолетов дальней авиации. В этот период "Адмирал Макаров" с моря поддерживал "наших" ангольцев в районе Лобиту, где шли серьезные бои, и препятствовал возможной агрессии со стороны Южно-Африканской республики и Родезии на приморском фланге, сопровождал в акватории Гвинейского залива кубинские транспортные суда с добровольцами, следовавшими в Анголу, обеспечивал безопасность морских перевозок.
После выполнения поставленных командованием задач 01.03.76 г. корабль повторно заходит в порт Конакри и после короткого отдыха направляется в Средиземное море, где выполняет задачи слежения за американскими авианосцами и участвует в широкомасштабных учениях Военно-Морского флота под руководством Главнокомандующего ВМФ.
За период боевой службы кораблем пройдено 28 500 миль. За отличное выполнение поставленных задач корабль в канун XXV съезда КПСС был объявлен «Отличным».
В 1976 году "Адмирал Макаров" в Анголе с моря поддерживал "наших" ангольцев в районе Лобиту, где шли серьезные бои, и препятствовал возможной агрессии со стороны Южно-Африканской республики и Родезии на приморском фланге, сопровождал в акватории Гвинейского залива, обеспечивая безопасность морских перевозок, кубинские транспортные суда с добровольцами, которые следовали в Анголу.
C 01.12.76 
в течении полугода корабль находился на ремонте на судоремонтном заводе в г. Роста (пригороде Мурманска), во время которого была произведена частичная модернизация радиоэлектронного вооружения.

В декабре 1977г.
в 120-ю бригаду РК вошел БПК "Макаров".
1979 год: В рамках противолодочных учений «Разбег-79» «Адмирал Макаров» взаимодействовал с БПК «Маршал Тимошенко», ТАКР «Киев» , эсминцами «Огневой» и «Московский комсомолец».
В 1981 г. корабль встал в СРЗ-35 (г.Мурманск).
1985 год корабль востоновил полную боевую готовность. С ноября по декабрь 1885 г. прошел, ходовые испытания и был зачислен в состав действующих боевых кораблей КСФ седьмой оперативной эскадры 170 бригады больших противолодочных авианесущих кораблей.
7 декабря 1987 г. БПК «Адмирал Макаров» вышел на боевую службу. Выполнял боевые задачи в Средиземном море. Имел заходы в порты Латакия, Тартус (Сирия). 23 июня 1988 г. успешно выполнив все поставленные боевые задачи вернулся в родную базу г.Североморска.
3 июля 1992 года корабль был разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
31 декабря 1992 года полностью расформирован экипаж, а 1993 году то, что осталось от боевого корабля было продано индийской частной фирме для разделки на металалом.


К вопросу о потере вертолета "А. Макаров"

Из воспоминаний мичмана Карасева В.
Шел 7 месяц БС, в скором времени должны были зайти в Тартус (Сирия). БПК "Адмирал Макаров" учавствовал в совместных учениях ЧФ и СФ. Если мне не изменяет память со стороны ЧФ были: "Слава", "Азов" и"Гангут". По условиям учений вертолет улетев от нас должен был заправится на "Азове". Было это или нет, я не знаю, по линии БЧ-5, где я дежурил по БЧ, таких данных не поступало. Облачность в этот день была не просто низкая, а как говорят сейчас Супер-низкая. После взлета вертолета с "Азова" его вели по МР-600 "Восход".
(Примечание редактора: - Этих данных, которые идут далее, ни подтвердить ни опровергнуть пока никто не смог).
В пост наблюдения за радиолокационной обстановкой прибыл командир БЧ-7 Чумаков и сам лично переключил РЛС на 12 канал, вследствии чего вертолет был потерян. После чего, ни на каких каналах вертолет не был обнаружен. Было предложение старшины команды ОСНАЗ м-на Затулайвитер о вызове экипажа на международном 16 канале, но от этого предложения отказались. Корабль шел наибольшим возможным на тот момент ходом - 24 узла (это на двух оставшихся в живых котлах), но, судьба злодейка, в противоположную от вертолета сторону. При этом постоянно с вертолетной площадки производилась стрельба сигнальными ракетами.
Когда экипаж вертолета понял, что топлива осталось на 30 минут, запросили добро на посадку у всех, кто был поблизости. Поблизости находились - судно "Советская Эстония", болгарский сухогруз и американский вояка. В итоге вертолет сел на болгарина. Затемно болгарин подошел к нам. Море было около 3-баллов, помощник командира капитан 3 ранга Половников командовал спуском баркаса, но из за шторма баркас ударило о борт (после в Тартусе его чинили). С кормы под руководством Зеленского Н. Г. подали бросательный, и через установленную линию передали на сухогруз 3 емкости с топливом. Четвертая оборвалась. Этого топлива хватило на то, что бы вертолет перелетел на БПК "Адмирал Макаров"
В итоге (данные не подтвеждены) командира экипажа уволили, остальной экипаж был возвращен на родину, на БС заменен другим.

Л. Зацерковный,
записано со слов старшины команды
электротехнической группы
мичмана Карасева В.


Об одном эпизоде по "Макарову"
В 1974 году проводились расширенные испытания устройства передачи грузов
траверзным способом "Струна". "Макаров" был дооборудован устройствами приема жидких (по правому борту) и твердых (по левому борту) грузов. Второй стороной был танкер "Днестр". На первом этапе испытаний в районе мыса Мишуков был оборудован полигон, корабль и танкер были установлены параллельными курсами на 4-х бочках каждый и в течение порядка трех недель отрабатывались механизмы, техенология и организация создания подвесной дороги и приема-передачи грузов. На втором - весной и в начале лета эти же операции отрабатывались на ходу в полигонах БП. Участвовать и наблюдать за процессом было весьма увлекательно и довольно напряженно, т.к. на ходах порядка 14 узлов, расстоянии между бортами около 30 метров, а зачастую и меньше, значительных усилиях стягивания, динамика взаимных перемещений подчас требовала мгновенной реакции и высокой слаженности экипажа. Постепенно научились и очень быстро уравнивать хода и позиции, и принимать ходовые части системы, и синхронно менять хода, и осуществлять совместную циркуляцию "в связке", рулевые - держать курс до десятой градуса, механики - обороты по звонкам с шагом от 2 до 5, штурман - глазомерно определять траверзное и смещение с точностью до метра и т. д. С жидкими грузами все было попроще и довольно гладко, а с твердыми случались казусы.
Однажды проверяли сухую струну на полную грузоподъемность, а это несколько тонн. Грузовую клеть загрузили чушками балласта, дорога находилась в положении с уклоном в сторону корабля и при подходе клети к борту отказало тормозное устройство. Со всей дуры каретка клети врезалась в приемник, чушки порвали металлическую ограждающую сетку клети и грохнулись на палубу. Под палубой - столовая л/с, время обеда. Как рассказывал дежурный по кораблю, столовая опустела в мгновение ока.
Завершение испытаний пришлось на начало боевой службы, Испытательная бригада шла с нами, продолжали отработку в рабочем режиме. В процессе испытаний ввели в конструкцию кнопку экстренного сброса дороги, вывели ее к командирскому креслу. Уже под занавес испытаний пригодилось - при подходе к Гибралтару, в условиях начавшегося шторма В.К.Чиров счел необходимым ей воспользоваться.
А когда уже испытания были завершены, работа сворачивалась произошел еще один казус, к счастью закончившийся благополучно для людей. Испытательная бригада должна была перейти на борт "Днестра". Обсуждали, каким способом. Решили - по своей же струне. В составе последней было несколько подвесных устройств - в т.ч. что-то типа носилок - такой закрытый гробик на одного человека. В нем, правда, никто ехать не пожелал, остановились на универсальной клети. Сначала загрузили испытательное оборудование и вещи. Поехали. Ровно посредине пути движение по непонятной причине прекратилось и, покачавшись несколько секунд, клеть со всем скарбом благополучно рухнула в море. Дальше все было просто и по-флотски - барказ и никаких проблем.
А системой, правда, в основном жидкой, пользовались постоянно. После тягомотности заправок кильватерным способом это же была песня.

Безпальчев А.К.

День ВМФ 1987 год
День ВМФ 1987 год
Командующий ДКБФ адмирал Михайлин вручает флаг  корабля командиру Чкалову В.А.
Командующий ДКБФ адмирал Михайлин вручает флаг корабля командиру Чкалову В.А.
Командующий ДКБФ адмирал Михайлин вручает флаг  корабля командиру Чкалову В.А.
Командующий ДКБФ адмирал Михайлин вручает флаг корабля командиру Чкалову В.А.
БПК Адмирал Макаров в штормующем море. Декабрь 1987. Заправка от танкера. Средиземное море. 1988 г.
 

 

 

Назад на главную

Назад

 

 

Ссылки:

 

БПК Кронштадт
БПК Адмирал Исаков
БПК Адмирал Нахимов
БПК Адмирал Макаров
БПК Маршал Ворошилов
БПК Адмирал Октябрьский
БПК Адмирал Исаченков
БПК Маршал Тимошенко
БПК Василий Чапаев
Разное о проекте 1134 А
Сайт создан в системе uCoz