ИСТОРИЯ БПК "КРОНШТАДТ"
30.11.1966г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
12.12.1966г. зачислен в списки кораблей ВМФ,
спущен 10.02.1968г., вступил в строй 29.12.1969, переход из Балтики в Черное море (после испытаний), переход из Черного моря на Северный флот, 9.03.1970 включен в состав КСФ.
В период с 30.12.1970 по 5.08.1971г. в Ленинграде и с 6.03.1976 по 28.08.1980г. в Кронштадте прошел капитальный ремонт.
Февраль 1972, участие в спасении лодки К-19 (хотя во всех источниках до сих пор пишут про БПК "Вице Адмирал Дрозд" и нигде про БПК Кронштадт (корабль был первым в серии и возможно засекречен). Лодку ушли спасать с Северного флота.
Авария случилась, 27 февраля 1972 года. На спасение, экстренно приняв дополнительные запасы, 28.02.72 вышли: БПК "Кронштадт", РКР"Вице-адмирал Дрозд" и АКР "А. Невский". Возглавлял операцию, начальник тыла СФ контр-адмирал Гаркуша на борту "Невского". Переход был на полных ходах, 24 - 28 узлов. Погода в северной Атлантике была чудовищная - на протяжении трех недель штормило не ниже 7 баллов, а в наиболее критичные первые дни - 9 баллов. Лодка была в дрейфе, нам лечь в дрейф было невозможно. Маневрировали минимально-возможными ходами. На океанской волне плохо повел себя крейсер - корпус стал давать трещины, появились серьезные течи, экипажу пришлось в первую очередь бороться за свою живучесть.
Спустя примерно неделю в район операции на морском буксире прибыл зам. ГК ВМФ адмирал Касатонов Владимир Афанасьевич, принял руководство операцией на себя. "Невский" ушел в базу.
Первая высадка на ПЛ К-19была предпринята на барказе с "Дрозда". Экипаж составляли только добровольцы, возглавлял тогда ст. л-т Вячеслав Кондрашов. Это был первый непосредственый контакт с экипажем ПЛ. Кондрашов за это был награжден орденом Красной Звезды.
В дальнейшем основную работу выполняли вертолетчики. Командир экипажа на "Кронштадте" - капитан Сёмкин, на "Дрозде" - майор, фамилию не помню. Ребята летали, не взирая ни на какие погодные ограничения. Выполняли зависание на уровне ограждения рубки и с рук на руки принимали пострадавших. После одного из вылетов адм. Касатонов по эскадренной сети вынес летчикам благодарность и наградил именными часами. Позднее оба были награждены Красной Звездой. Был еще один крайне напряженный момент. После ряда неудачных попыток взять лодку на буксир было принято решение завести дополнительную брагу, для чего необходимо было доставить на лодку бухту стального троса, операцию выполнял Семкин. Бухта диаметром была вполне соизмерима с размерами вертолета + сильнейший ветер + длинная подвеска. Все закончилось успешно. Говорят, что по прибытии в Североморск ожидавшие там представители КБ "Камов" заявили, что такая транспортировка теоретически невозможна, вертолет должен был упасть.
Когда наиболее сложная часть операции была завершена, к нам присоединилась группа кораблей ЧФ во главе с ПКР "Ленинград". Видимо, для них испытание тоже было нелегкое, ибо при передаче метеосводок их оценки постоянно превышали наши на 1 - 2 балла.
После надежного взятия на буксир, легли на курс в базу, выстроив круговое маневрирующее охранение. Большую часть пути скорость буксировки была 2 - 3 узла, а на заключительном этапе в восточной части Норвежского и Баренцевом морях с улучшением погоды достигала 6 - 8 узлов. Завершилась эпопея 2 апреля. Более подробно описано в Морском сборнике 1990г. №6 "Чужой беды небывает"
С 14 по 25 мая 1973 года участие в учениях «Лагуна», в составе ПУГ.
22 июня 1973 года стрельба противолодочным комплексом «Метель» с оценкой «хорошо».
С 6 марта 1976 года по 28 августа 1980 года – капремонт в г. Кронштадт.
С 12 февраля 1982 года в составе 170 бригады.
9 марта 1983 года ремонт на СРЗ – 35 п. Роста по замене системы управления «Гром» и ЗРК «Шторм».
С 24 по 28 марта 1987 года участие в учениях по ПВО.
В октябре 1989 года последний выход в море.
С апреля 1991 года – консервация.
24.06.1991г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 29.10.1992г. расформирован и в 1994г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.
Отличительная характеристика корабля — ходовая рубка короче, чем у всех остальных кораблей серии на один иллюминатор.
Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 12 декабря 1966 года.
24 августа 1969 года на корабле был поднят Военно-Морской флаг СССР (войсковая часть 45717), а 17 октября корабль был представлен к государственным
испытаниям. 9 марта 1970 года директивой ГШ ВМФ корабль был включен в состав КСФ (120 БрРК). По окончанию государственных испытаний, с 1 по 20 июля 1970 года, совершил переход с ДКБФ на Черное море в главную базу КЧФ — Севастополь. В период с 15.05 по 22.07.1971 года совершил переход из Севастополя в главную базу КСФ — Североморск с одновременным несением боевой службы в Средиземном море.
С 17 сентября по 13 октября 1971 года корабль выполнил задачи разведки и слежения в период учений ОВМС НАТО «Iron Knight».
С 28 февраля по 2 апреля 1972 года в составе аварийно-спасательного отряда принял участие в спасательной операции в Северной Атлантике по оказанию помощи ПЛА «К-19» (ПКР «Ленинград», КРЛ «Александр Невский», БПК «Вице-адмирал Дрозд», ПБПЛ «Магомет Гаджиев», СБ-38, СС «Карпаты»). В ходе операции отличилась авиагруппа корабля во главе с В.Г. Семкиным.
25 июля 1972 года корабль награжден памятным красным знаменем горисполкома и горкома КПСС города Сочи. 13.12.1972 года Постановлением Президиума ВС СССР №845 в связи с 50-летием СССР корабль награжден «Юбилейным почетным знаком».
14.12.1972 года комсомольская организация корабля награждена памятным красным знаменем ЦК ВЛКСМ, а корабль был занесен в Книгу почета Военного совета КСФ.
С 11 по 31 мая 1973 года корабль в составе КПУГ (совместно с БПК «Адмирал Нахимов») участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). 14 мая в Норвежском море в 11 часов 30 минут корабли КПУГ получили контакт с ПЛ вероятного противника, которая активно уклонялась с применением средств ГПД. Слежение за ПЛ продолжалось до ее ухода в территориальные воды Норвегии. В ходе операции отличились начальник РТС корабля капитан-лейтенант Б.С. Кондратьев, командир БЧ-4 капитан 3 ранга Б.П.Алексеев, командир МКГ БЧ-5 лейтенант В.А. Зотов, старшина команды акустиков мичман И.И. Хижняк. Примечательно, что личный состав корабля благодаря специальной подготовке (изучение материальной части в период строительства корабля проводилось и на заводах - «контрагентах») смог самостоятельно устранять неисправности в море. Признанный по итогам поисковой операции лучшим вахтенным офицером БИП капитан-лейтенант В.Н. Шабалин, устранил неисправность прибора 167 системы МВУ-202 «Корень1134А». За 19 ходовых суток кораблем было пройдено 6670 миль.
22.06.1973 года впервые на Северном флоте корабль выполнил стрельбу комплексом УРПК-3 «Метель», оценка — «хорошо». По итогам 1973 года БПК «Кронштадт» объявлен лучшим кораблем 120 БрРК.
С 10 по 30 сентября 1974 года корабль выполнил задачи боевой службы в Северной Атлантике и по итогам года вновь объявлен лучшим кораблем бригады.
С 16 по 24 апреля 1975 года БПК «Кронштадт» принял участие в оперативно-стратегическом учении с обозначенными силами «Океан-75» под руководством Маршала Советского Союза А.А. Гречко.
При маневрировании в открытом море 16 июня 1975 года БПК «Кронштадт» произвел навал на лежавший в дрейфе БПК «Смышленый». В результате навигационной аварии на «Кронштадте» была смята наружная обшивка борта и сорван с фундамента левый торпедный аппарат, снаряженный боевыми торпедами.
С 12 по 19 июля корабль, совершив межфлотский переход, прибыл в Кронштадт. С 08.08.1975 года по 09.01.1980 года находился в среднем ремонте на КОЛМЗ, на период ремонта входил в состав 95 ОДнСРК ЛенВМБ. 21 мая 1980 года, совершив межфлотский переход, прибыл в Североморск.
Совместно с ТАРКР «Киров», БПК «Адмирал Исаков», «Стройный» и «Смышленый» корабль участвует 9-10 июля 1981 года в учениях «Север-81» под руководством ГК ВМФ. Основной целью учения ставилась задача завоевания господства в Баренцевом и Норвежском морях в интересах оперативного развертывания ударных сил СФ. По заключению ГК ВМФ цель учения была достигнута.
12 февраля 1982 года корабль включен в состав 170 БрПК. 8 апреля 1982 года БПК «Кронштадт» в составе отряда кораблей привлекался к участию в спасательной операции по оказанию помощи аварийной АПЛ К-123 пр. 705, но на выходе из Кольского залива потерял ход и был возвращен в базу.
30.12.1982 года в 3 ч. 40 мин. по вине личного состава произошло затопление агрегатной № 1 и 9 марта 1983 года для замены носовой СУ «Гром» и ЗРК «Шторм» корабль был поставлен в ремонт на СРЗ-35 (г.Мурманск). 11 мая 1984 года вновь была затоплена агрегатная №1 и выведен из строя носовой ЗРК «Шторм», но после соответствующих ремонтных работ со 2 сентября по 13 октября 1984 года БПК «Кронштадт» выполнил задачи боевой службы в районе Фарерских островов (Фареро-Исландский противолодочный рубеж). В связи с тем, что при профилактическом гранатометании ПДСС осколком гранаты РГ-42 был ранен матрос электромеханической боевой части, корабль по итогам боевой службы оценен не был.
С 1 ноября 1985 года вновь поставлен на СРЗ-35 для замены прибора 1 РАС МР-310А «Ангара». В период с 24 по 28 марта 1987 года принял участие в КШУ с силами обозначения под руководством командующего флотом адмирала И.М. Капитанца (ТАРКР «Киров», РКР «Вице-адмирал Дрозд», «Маршал Устинов», БПК «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров», «Адмирал Юмашев», «Сообразительный», ЭМ «Отличный», «Современный», «Отчаянный»).
19.11.1987 года при заступлении в боевое дежурство по ПВО главной базы СФ произошел несанкционированный выстрел двумя снарядами 57-мм АУ АК-725 №2. По счастливой случайности никто не пострадал.
24.06.1991 года ввиду изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. В сентябре 1992 года на корабле был спущен флаг, а 29.10.1992 года он был расформирован. В 1993 году продан частной индийской компании для разделки на металл.
Назад на главную