КОМАНДИРСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
...Я был удивлен сообщением командира одного из больших противолодочных кораблей капитана 2 ранга П.Хоменко о том, что он отстранил от несения ходовых вахт одного из самых опытных офицеров корабля – капитан-лейтенанта Е.Губанова. Я знал Губанова, ценил глубокие знания, профессионализм, умение не теряться на мостике в любых ситуациях... Как вахтенный офицер он был всегда четок, энергичен. Не было претензий к нему и как к командиру подразделения. Что же случилось? Может быть, командир слегка погорячился? Но как раз этого сказать о капитане 2 ранга П.Хоменко я не мог, Множество раз на выходах в море я всегда убеждался в обоснованности принимаемых им решениях.
Однако ситуация сложилась довольно острая. Честно говоря, я ждал, что ко мне подойдет Е.Губанов. Но этого не случилось, что само по себе говорит в пользу П.Хоменко: знать эта мера не вызвала внутреннего несогласия у подчиненного.
Что же произошло с Губановым? А случилась с ним вещь довольно не редкая среди некоторых офицеров: переоценка собственных достоинств. Достигнув многого, капитан-лейтенант возомнил, что уже добился всего. И особенно хотелось этим «блеснуть» перед самим командиром. Большой опыт и основательная теоретическая подготовка создали у Губанова иллюзию, что в случае нужды и крайнем дефиците времени он, Губанов, всегда сумеет найти нужное решение. Проявлялось это пока только в деталях. Однако стоило ли ждать более серьезного повода? И поскольку советы, указания, даже предупреждения командира не оказывали должного воздействия на капитан-лейтенанта, командир корабля П.Хоменко прибег к довольно крутой мере, особенно учитывая самолюбие Е.Губанова. Нагрузка в плавании на всех вахтенных офицеров приходилась большая, но до сего времени – равномерная. Теперь же кто-то дополнительно нес вахту и за Губанова. И хоть товарищи ни словом, ни взглядом его не упрекнули, чувствовал себя Губанов очень не уютно.
Через неделю капитан-лейтенант Губанов не выдержал и обратился к командиру корабля с просьбой вновь допустить его к несению вахт. Капитан 2 ранга П. Хоменко, не задав подчиненному ни одного вопроса, дал согласие. Командир был уверен, что Губанов глубоко прочувствовал и понял свою ошибку. Действительно, капитан-лейтенант в корне изменил отношение к делу. После того похода он был отмеченв числе лучших вахтенных офицеров.
Пожалуй, этот случай из педагогической практики командира корабля нельзя назвать очень сложным. Но капитан 2 ранга Хоменко, как он потом рассказывал, многое передумал, прежде чем принять решение. Он понимал, что не может ошибиться в определении меры воздействия на подчиненного. Эффект в таком случае тоже оказаться обратным. А это сказалось бы и на авторитете командира корабля, и на моральном климате офицерского коллектива в походе.
Впоследствии стало очевидно, что для офицера П. Хоменко вообще присуще умение находить наиболее эффективней способ добиваться в отношениях с подчиненными поставленной цели. Именно потому у него не бывает сложных конфликтных ситуаций. Он очень редко пользуется строгими мерами дисциплинарного воздействия, хотя, конечно, их не исключает. Его справедливость высоко ценится подчиненными.
Другой, противоположный случай. Капитан-лейтенант В. Костенко на должность помощника командира большого противолодочного корабля был назначен сравнительно недавно. Но опыта службы ему вроде было не занимать. Пять лет командовал группой управления, год — дивизионом ракетно-артиллерийской боевой части. Все получалось. И. хотя новая должность требовала определенной перестройки (теперь офицеру приходилось работать со всем экипажем), старшие начальники были уверены, что это не представит для него сложности. Однако представило. Молодой помощник не стал утруждать себя поиском необходимого в каждом отдельном случае такта во взаимоотношениях с подчиненными, считая, что у него достаточно власти для более «простого» решения всех воспитательных проблем. Излишняя жесткость, прямолинейность стали свойственны некогда вдумчивому, рассудительному офицеру. Он быстро потерял нужный контакт с экипажем, его попытки навести порядок, несмотря на строгость мер, перестали приносить результат. Мы расстались с ним...
Правильность принимаемых решений в воспитательном процессе, в дисциплинарной практике не менее важна, чем в учебно-боевой деятельности. Она способствует более эффективному воздействию на подчиненных. При этом твердость, последовательность офицера в своих действиях еще более повышают его авторитет.
Вспоминается давний случай из собственной командирской практики. Я только что принял корабль, который длительное время находился в ремонте. Был он, как говорится, трудным. Дисциплина в ряде боевых частей хромала. При всем при этом, внешне требовательность командиров подразделений выглядела высокой. Проступки не оставались незамеченными. Многие в экипаже имели строгие взыскания. Но в то же время чувствовалось, что к взысканиям здесь привыкли и должного эффекта они не приносят.
Не хотелось мне в такой обстановке начинать круто. Однако увещевания, разговоры по душам не всегда помогали. И вот один из старшин совершил грубый проступок, требующий строгого наказания. Такое здесь бывало не раз, но уроком не всегда служило. Потому что наказания «раздавались» без раздумий и не всегда реализовывались. Экипаж ждал моей реакции. Надо было дать понять всем, что отныне каждое командирское решение будет немедленно и неукоснительно проводиться в жизнь, ибо сам я прежде всего верю в его необходимость, справедливость.
Накануне договорился с комендантом гарнизона, чтобы в назначенное время к трапу нашего корабля прибыла машина с патрульными.
На корабле был объявлен «Большой сбор». Строй замер вдоль обоих бортов, в лицах моряков читалось ожидание. Кратко объяснил суть проступка старшины, потом приказал провинившемуся выйти из строя. Моряки довольно равнодушно ждали ставшей привычной процедуры наложения взыскания и команды «Разойдись». Вместо этого, объявив старшине пять суток ареста, я пригласил на борт патрульных. Через минуту машина с арестованным направилась к гарнизонной гауптвахте...
Строй расходился в полном молчании. Это был урок всем, в том числе и офицерскому составу, который тоже отвык ценить весомость командирского слова, а значит, его обоснованность, справедливость, действенность. Ведь бывает, что командир не доводит свое собственное распоряжение, а необходимо строго следить за тем, чтобы ни одно слово не было пущено на ветер. И не только в укреплении дисциплины, но и во всем, особенно — в удовлетворении нужд личного состава. Изменения на корабле в лучшую сторону происходили быстро. Контакт, взаимопонимание с экипажем становились прочнее. И впредь мое воспитательное воздействие на подчиненных практически не включало строгих взысканий.
Понимаю, что в общем-то все мои действия в отношении подчиненных ничего нового собой не представляли. И сейчас считаю, что главное для командира — четко представлять цели, которые необходимо поставить перед собой, перед личным составом, и видеть реальные возможности их достижения. При этом не кривить душой, не делать снисхождений ни себе, ни другим. И подчиненные сразу увидят, поймут, к чему стремится командир, каким путем намерен идти к намеченному. И обязательно поддержат.
Сошлюсь еще на один пример из своей практики. Очень памятен он мне, как первый, потому что вновь был связан с назначением на новый корабль.
На этом корабле с дисциплиной было куда как благополучнее, в боевой подготовке, в соревновании экипаж числился в середнячках.
Но вот это-то и порождало главные сложности. В первых же беседах с офицерами обнаружилась какая-то бескрылость, унылое сознание своей способности быть лишь на вторых ролях. Ставить в такой обстановке перед подчиненными какие-либо высокие цели было бессмысленно. Что бы значили мои призывы, не доходящие до сердец людей? Надо было сначала сломать пассивную психологию экипажа.
Долго ничего не получалось. Я пытался начать с самого простого — с разговоров в кают-компании. Стремился наладить всеобъединяющий контакт. Пробовал вопросами, предложениями задерживать офицеров после обеда, ужина. Но если кто-то и откликался, то остальные выразительно поглядывали на дверь. Получив разрешение, сразу уходили.
Но все-таки нашелся ключ к офицерам. Через их увлечения. Сначала оказалось, что с командиром минно-торпедной боевой части старшим лейтенантом Я. Хохловым у нас есть общее увлечение — музыка. Он вполне профессионально играет на пианино. Его небольшой концерт стал откровением даже для многих его товарищей.
Другой офицер, выяснилось, не только отлично разбирается в вопросах тактики, но их изучению отдает все свободное время. Предложил ему выступить с докладом в кают-компании — тоже всеобщее удивление. Вот с этого, с нового взгляда друг на друга, с переоценки собственных возможностей мы и начали. Вскоре кают-компания, что называется, задышала всей грудью. И вот тогда я прямо сказал офицерам: наступило время требовать с вас по всей строгости. Будем наверстывать все, что упустили.
С тех пор командование этим кораблем стало для меня истинным удовольствием. Опять взыскания стали в моей практике крайней редкостью, опять я был твердо убежден, что каждое мое требование будет исполнено неукоснительно, с инициативой, с полной отдачей сил.
Сейчас, когда приходится порой разбираться в сложностях взаимоотношений командиров с подчиненными (а ведь если корабль не на высоком счету, то уже неминуемо есть какие-то сложности), прежде всего интересуюсь, насколько точен, справедлив командир в своих требованиях к экипажу, насколько последователен, настойчив в их реализации. Убежден — с этого начинается командир как воспитатель; это лежит в основе его успехов.
Капитан 1 ранга А. СТЕФАНОВ,
командир соединения надводных кораблей
Северного флота.
«Красная звезда» от 12.04.85г.
Назад на главную