Ни одно флотское сердце, никогда, не сможет забыть свой родной корабль.
 
 
И.С. Юмашев
ТТД корабля
ФОТОальбом
Боевые службы
Экипаж корабля
Воспоминания о службе
Гостевая книга
Форум сайта
Ссылки на ресурсы военно-морской тематики
О Флоте

Сайт основан:
01.06.04

Автор: Sea_Burn


Баннеры:
Военно-морских ресурсов

SpyLOG
Яндекс цитирования
Каталог сайтов Всего.RU
Рейтинг  Военных Сайтов
Rambler's Top100

 

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ МАШИННО-КОТЕЛЬНОЙ БЧ (5) ПРОЕКТА 1134 А:

Водяная противопожарная система

Водяная противопожарная система (ВППС) - является основной системой противопожарной защиты корабля и предназначена для:

  • обеспечения забортной водой высокого давления потребителей комплекса систем борьбы за живучесть (БЗЖ) - систем орошения и водораспыления, системы защиты вахт и сходов;
  • обеспечения забортной водой высокого давления в качестве рабочей воды эжекторов системы осушения трюмов;
  • обеспечения забортной водой системы "забортной воды", предназначенной для обслуживания мытьевой системы при санобработке л/с и обслуживание смыва в гальюнах.

ВППС выполнена по кольцевой схеме (см. рисунок) с семью боевыми перемычками и состоит из:

Схема водяной противопожарной системы

  • трех турбонасосов ТПЖН-150/10 производительностью 150 куб.м/час и напором 10 м.вод.ст, расположенных в носовом машинно-котельном отделении (МКО), помещении вспомогательного котла (ПВК) и кормовом МКО и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 3, 4 и 5;
  • четырех электронасосов НЦВ-160/80 производительностью 160 куб.м/час и напором 80 м.вод.ст, расположенных попарно в насосных отделениях № 1 и 2 и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 1,2,6 и 7;
  • семи боевых перемычек, к каждой из которых подключен один пожарный насос. Отбор воды на потребители, указанные выше производится ТОЛЬКО от перемычек;
  • восемнадцати главных разобщительных клапанов с дистанционным управлением из поста энергетики и живучести (ПЭЖ) с помощью электропривода, служащих для разобщения ВППС в боевом режиме и переключения участков ВППС для подачи воды в другие перемычки при выходе из строя каких-либо насосов или участков системы. Эти клапаны помечены на схеме восклицательным знаком;
  • системы дистанционного контроля и управления, состоящей из местных контрольных манометров, расположенных у насосов, дистанционных манометров, расположенных на мнемосхеме в ПЭЖ и запасном ПЭЖ (ПДУ КМКО), а также датчиков давления, подключенных к каждой перемычке и служащих для автоматического запуска дежурного электропожарного насоса при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см в повседневном режиме. Кроме того, в систему дистанционного контроля и управления входит пускорегулирующая аппаратура электропожарных насосов.

ВППС работает в двух режимах:

  • боевой режим - в этом режиме все главные разобщительные клапаны ЗАКРЫТЫ и работают ВСЕ семь насосов. При этом обеспечивается автономное питание перемычек с их потребителями. При выходе из строя насоса, обслуживающего перемычку и исправном состоянии любой бортовой ветви "кольца" с помощью переключения соответствующих клапанов нерабочая перемычка подключается к работающим.
  • повседневный режим - в этом режиме на стоянке работает ТПЖН № 2, на ходу - ТПЖН № 1 и 3. Все электронасосы, не находящиеся в планово-предупредительном осмотре или ремонте (ППО и ППР) находятся в дежурстве - готовности к автоматическому запуску при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см.

Нормальное значение давления в ВППС составляет 7-8 кГс/кв.см.

В целом данное конструктивное исполнение ВППС считается классическим и наиболее надежным даже по сравнению с исполнением аналогичной системы на кораблях более поздних проектов. Наиболее сильными сторонами такого решения являются:

  • очень короткие боевые перемычки, расположенные поперек корпуса корабля (минимизирован объем потенциального критического повреждения);
  • наличие трех турбопожарных насосов. Исходя из концепции обеспечения работоспособности паросиловой энергетической установки (ПСУ) при отсутствии электроэнергии на корабле (полное самообеспечение), подача воды в ВППС так же будет происходить несмотря на отсутствие электроэнергии.

Слабым местом конструктивного решения является низкое расположение боевых перемычек и бортовых ветвей "кольца", т.е боевые перемычки вместе с отводами к потребителям попадают в поражаемый объем при подводных взрывах. При расположении перемычек вблизи или на уровне палубы непотопляемости (нижней палубы) этот недостаток мог бы быть изжит.


Водоотливная система

Водоотливная система  - является основной системой обеспечения борьбы за непотопляемость корабля и предназначена для удаления больших масс воды из помещений, оборудованных приемниками данной системы после прекращения поступления воды в корпус корабля (заделки пробоины), либо для поддержания определенного уровня воды в аварийном отсеке при незначительном поступлении воды в него при борьбе за непотопляемость.

Водоотливная система выполнена по автономно-групповой схеме (см. рисунок)  и состоит из:

  • двенадцати погружных электронасосов НЦВ-315/10 производительностью 315 куб.м/час и напором 10 м.вод.ст, расположенных в специально оборудованных отделениях водоотливных насосов и энергетических отсеках большого объема;
  • одного погружного электронасоса ЭСН-16 производительностью 16 куб.м/час и напором 40 м.вод.ст, расположенного в румпельном отделении;
  • разобщительной арматуры (клинкетов) с ручным местным и дистанционным управлением с места установки насосов, с нижней палубы, являющейся палубой непотопляемости и с верхней палубы, посредством штоковых приводов, оборудованных палубными втулками;
  • приемных автоматических невозвратно-запорных клапанов со съемными защитными сетками (приемных патрубков);
  • днищевых отливных кингстонов с запорными ремонтными клинкетами;
  • системы дистанционного контроля и управления, состоящей из местных контрольных манометров, расположенных у насосов, дистанционных амперметров, расположенных на мнемосхеме в ПЭЖ и запасном ПЭЖ (ПДУ КМКО), а также сигнальных ламп, обозначающих насосы, расположенных на мнемосхеме в ПЭЖ. Кроме того, в систему дистанционного контроля и управления входит пускорегулирующая аппаратура водоотливных насосов (пускатели насосов находятся рядом с местами дистанционного управления арматурой на нижней палубе).

В целом, данное конструктивное исполнение водоотливной системы считается классическим и обеспечивает водоотлив из крупных герметичных отсеков работой двух, а то и трех насосов, расположенных как в самом помещении, так и в смежных с ним.

Сильной стороной конструктивного решения, примененного на корабле, являются простота и надежность ее составных частей и удобство обслуживания. Слабым же местом, является отсутствие датчиков положения запорной арматуры и кингстонов системы выведенных на мнемосхему в ПЭЖ и отсутствие амперметров на местных постах управления водоотливными насосами.


Система охлажденной воды

Система охлажденной воды - является основной общекорабельной системой, обслуживающей боевые потребители корабля и предназначена для:

  • обеспечения охлажденной (2 - 4 °С) пресной водой охладителей комплекса системы кондиционирования воздуха боевых постов и приборной вентиляции;
  • обеспечения охлажденной (2 - 4 °С) пресной водой охладителей комплекса системы кондиционирования воздуха жилых и служебных помещений корабля.

Система выполнена по кольцевой схеме (см. рисунок) с двумя потоками (напорным, обозначенным на схеме темно-синим цветом и сливным, обозначенным  голубым цветом) и тремя боевыми перемычками (всего 5 участков) и состоит из:

  • пяти пароэжекторных холодильных машин ПЭХМ-10ЭМА, расположенных в трех отсеках и предназначенных для непосредственного охлаждения рабочей воды, подаваемой в систему. Производительность по холоду каждой машины составляет ок. 300 тыс. кКал/час. Каждая машина обслуживается четырьмя насосами (бустерным, рабочей воды, циркуляционным и конденсатным) и работает с помощью насыщенного пара, подаваемого от магистрали насыщенного пара ГЭУ с давлением 25 кгс/кв.см. Принципиальная схема рабочего цикла пароэжекторной машины представлена на схеме;
  • двенадцати главных разобщительных клапанов с ручным приводом, служащих для разобщения системы в боевом режиме и переключения участков системы для подачи воды в другие перемычки при выходе из строя обслуживающих эти перемычки механизмов. Эти клапаны помечены на схеме восклицательным знаком;
  • воздушных теплообменников системы кондиционирования воздуха;
  • водяных теплообменников системы охлаждения специальных приборов;
  • системы контроля и управления, состоящей из местных контрольно-измерительных приборов (КИП), расположенных у машин и насосов и пускорегулирующей аппаратуры насосов.

Система охлажденной воды работает в двух режимах:

  • боевой режим - в этом режиме все главные разобщительные клапаны ЗАКРЫТЫ и работают ВСЕ пять холодильных машин. При этом обеспечивается автономное питание перемычек и полуколец с их потребителями. При выходе из строя машины, обслуживающего участок и исправном состоянии любой бортовой ветви "кольца" с помощью переключения соответствующих клапанов нерабочий участок системы подключается к работающим.
  • повседневный режим - в этом режиме на стоянке работает ПЭХМ № 3, на ходу - ПЭХМ № 1(2) и 4(5).

Система заполняется пресной водой, пригодной по характеристикам для питания котлов. Нормальное значение давления в системе составляет 5-6 кгс/кв.см. Значение давления выбрано из расчета обеспечения перепада давления между напорной и сливной ветвями системы в верхней точке (на высоте порядка 30 метров) в 1,5-2 кгс/кв.см.

Сильной стороной конструктивного исполнения системы является применение простых, устойчивых к динамическим воздействиям при взрывах и неприхотливых в эксплуатации пароэжекторных холодильных машин.

Слабым местом конструктивного исполнения системы является совмещенное расположение холодильных машин, обслуживающих различные участки системы. В пределе, схема данной системы должна повторять топологию ВППС.

 

 

 

Назад на главную

Назад

 

Ссылки:

 

БПК Кронштадт
БПК Адмирал Исаков
БПК Адмирал Нахимов
БПК Адмирал Макаров
БПК Маршал Ворошилов
БПК Адмирал Октябрьский
БПК Адмирал Исаченков
БПК Маршал Тимошенко
БПК Василий Чапаев
Разное о проекте 1134 А
Сайт создан в системе uCoz