Ни одно флотское сердце, никогда, не сможет забыть свой родной корабль.
 
 
И.С. Юмашев
ТТД корабля
ФОТОальбом
Боевые службы
Экипаж корабля
Воспоминания о службе
Гостевая книга
Форум сайта
Ссылки на ресурсы военно-морской тематики
О Флоте

Сайт основан:
01.06.04

Автор: Sea_Burn


Баннеры:
Военно-морских ресурсов

SpyLOG
Яндекс цитирования
Каталог сайтов Всего.RU
Рейтинг  Военных Сайтов
Rambler's Top100

 

ИСТОРИЯ БПК "Адмирал Октябрьский "

 

Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 14 сентября 1969 года.
7 февраля 1974 года корабль вошел в состав 201 БрПК 10 ОПЭСК КТОФ. Первым командиром стал капитан 2 ранга В.М. Ерисов. По окончании государственных испытаний корабль начал межфлотский переход из Балтийска во Владивосток. 17-30 июня 1974 года совершил деловой заход в п. Бербера (Сомали).
18.07.1974 года БПК «Адмирал Октябрьский» (флагман 8 ОПЭСК) у мыса Гвардафуй встретил отряд кораблей ЧФ в составе ПКР «Ленинград» и БПК «Скорый», выполнивших 38-суточный переход из Севастополя вокруг Африки и вошедших, по приходу, в отдельный отряд траления Тихоокеанского флота для выполнения задач траления Суэцкого залива. С 6 по 23 августа 1974 года корабль выполнил деловой заход в п.Аден (НДРЮЙ). С 3 по 10 октября 1974 года совершил деловой заход в п.Коломбо (Цейлон).
В апреле 1975 года БПК «Адмирал Октябрьский» первым на КТОФ успешно выполнил стрельбу ПАРК «Метель». В 1977 году комсомольская организация корабля награждена памятным вымпелом ЦК ВЛКСМ «За мужество и воинскую доблесть». В 1977 году совместно с БПК «Василий Чапаев» корабль успешно выполнил задачи БС в Индийском океане. С 14 апреля по 15 мая 1977 года КПУГ в составе БПК «Адмирал Октябрьский», «Гордый» и «Строгий» участвовала в поисковой операции «Питон» в Филиппинском море с задачей поиска американских ПЛАРБ, патрулирующих в готовности к нанесению ракетно-ядерного удара по территории СССР. Корабли устанавливали длительное слежение за субмаринами противника при помощи аппаратуры «Колос» с последующим выходом на гидроакустический контакт. За время операции состоялось 7 обнаружений АПЛ, слежение за которыми осуществлялось в течение 156 часов. Одна из АПЛ из-за потери скрытности была вынуждена покинуть район боевого патрулирования и сопровождалась КПУГ вплоть до территориальных вод о. Гуам. В 1978 году корабль нес БС в Индийском океане, а 7 апреля 1978 года участвовал в двусторонних учениях кораблей КТОФ, за которыми наблюдали с борта КРУ «Адмирал Сенявин» Л.И. Брежнев и Д.Ф. Устинов.
С 15 августа 1978 года по 17 декабря 1979 года корабль прошел текущий ремонт на СРЗ «Дальзавод» им. 50-тилетия СССР (г.Владивосток).
В 1980 году БПК «Адмирал Октябрьский» (командир капитан 3 ранга В.Ф. Волков) вновь выполняет задачи БС в Индийском океане. В составе отряда кораблей 8 ОПЭСК (РКР «Адмирал Фокин», БПК «Адмирал Октябрьский», СКР «Сторожевой») под флагом командира эскадры контр-адмирала М.Н. Хронопуло с 10 по 11 мая 1980 года посетил с визитом бухту Тамрида о. Сокотра (НДРЙ), С 20 по 30 мая 1980 года корабль посетил порты Дахлак и Аден.
С 19.12.1982 года по 10.10.1986 года находился в среднем ремонте на СРЗ «Даль-завод» (г.Владивосток). В ходе модернизации на корабле установили ПАРК «Раструб-Б», систему космической навигации «Шлюз» (АДК-2М) и систему космической связи «Цунами-БМ».
С августа 1990 года по февраль 1991 года БПК «Адмирал Октябрьский» выполнял, задачи боевой службы в Персидском заливе. Интересный факт: в этот период в Южно-Китайском море на БС находился БПК «Адмирал Захаров», заметьте — газотурбинный! Таким образом, «Адмирал Октябрьский» оказался последним паросиловым кораблем ВМФ, находящимся на боевой службе в этом напряженном регионе мира.
30 июня 1993 года ввиду изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации на металл. 10.03.1994 года расформирован.

Бортовые номера: 585, 225 (1975 г.), 283, 138 (1976 г.), 561, 564, 595, 531

 

СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!
( Геннадий БАКСИЧЕВ )

Ранним утром одного из воскресений осени 1973 г. большой противолодочный корабль "Адмирал Октябрьский" ушел на ходовые испытания.

Назначенный в состав сдаточной команды, я впервые узнал тогда от корабелов (так называли рабочих с ленинградского судостроительного завода им. Жданова, построивших корабль), что на "хода" кораблям уходить лучше всего по воскресеньям и никогда - по понедельникам. Таково одно из многих флотских суеверий - обычаев.

Тогда это был строго секретный корабль. Прошло более четверти века, и теперь можно кое-что рассказать.

БПК "Адмирал Октябрьский", он же "проект 1134А", он же "Беркут-А", бортовой номер 585. Предназначен для охоты за атомными подводными лодками противника в мировом океане. Водоизмещение 7535 т. Длина наибольшая 158,5 м. Ширина 16,8 м. Осадка 5,84 м. Мощность паротурбинной установки свыше 90000 л.с. Скорость хода 32 узла. Радиус действия (автономность плавания) 5500 миль. Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель" (противолодочные ракето-торпеды с дальностью стрельбы 50 км), 2х2 ЗРК "Шторм" (зенитно-ракетный комплекс для борьбы с самолетами, вертолетами и ракетами противника на высоте), 2х2 57 мм артустановки АК-257 многоцелевого назначения, 4 шестиствольные артустановки АК-630. Скорострельность порядка 5000 выстрелов в минуту. Создает практически сплошную стальную стену огня по обоим бортам корабля, непроницаемую для любых ударных средств противника, в том числе низколетящих самолетов, вертолетов и крылатых ракет.

Два пятитрубных торпедных аппарата для борьбы с кораблями и подводными лодками противника. Две носовых реактивных бомбометных установки РБУ-6000. Дальность действия - 6 км. Предназначены для поражения глубинными бомбами преследуемой подлодки противника ("вдогон" ей). Две кормовых РБУ-1000. Дальность действия - 1 км. Предназначены для бомбометания по подлодке противника, обнаруженной сзади корабля. Две ракетных установки ЗИФ для постановки радиоэлектронных помех оружию противника.

1 вертолет Ка-25, оснащенный комплексом оборудования для разведки акватории и раннего обнаружения над- и подводных целей. Всего в 70-е годы было выпущено и вошло в строй Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ СССР 10 таких кораблей: Адмирал Исаков, Адмирал Макаров, Адмирал Нахимов, Адмирал Октябрьский, Кронштадт, Ворошилов, Тимошенко, Василий Чапаев, Адмирал Исаченков, Адмирал Юмашев.

Нас, "штатских", "гражданских" или "представителей промышленности" на корабле было предостаточно. Не меньше, чем штатной команды корабля. Расположились мы и спали, кто где. Некоторые - аж на окружавших зенитные ракеты кольцевых смотровых площадках. Мне посчастливилось попасть в носовую по правому борту каюту вертолетчиков, которых к началу "ходов" на корабле еще не было. Это - по блату от ответственного сдатчика корабля, ибо мой предшественник, с моего же завода, отличился на "Октябрьском" безукоризненным знанием техники, исключительной добросовестностью и - что немаловажно - четким знанием всех флотских терминов, обычаев и правил. Имя его - Николай Александрович Добряков. Своей фамилии соответствует полностью: добрее его я людей не видел.

Расскажу лишь о нескольких, но ярких эпизодах жизни "Октябрьского".

Стоим на рейде Кронштадта. К нам строго перпендикулярно правому борту несется гребная шлюпка с крейсера "Киров", героя Великой Отечественной, недобрый свинцовый силуэт которого виден вдали. Мичман на руле шлюпки, стиснув зубы, держит руль прямо. Мы - те, кто на верхней палубе "Октябрьского", тревожно ждем, что вот-вот деревянная шлюпка врежется в нас и разобьется в щепки... Но нет - мичман резко перекладывает руль и кричит своим гребцам (они ведь не видят нас!): "Правая табань, левая навались!" Шлюпка как бы резко тормозит, разворачивается на 90 градусов и плавно скользит вдоль нашего борта. На расстоянии ладони! Матросы-гребцы с "Кирова" поднимают вверх усталые лица и улыбаются: "Что, сдрейфили?" И кто-то из них спрашивает своего напарника: "Что, думаешь, - прошьем мы болванкой из своего главного калибра насквозь эту посудину?" Мы возмущаемся - так обозвать наш корабль! Но и среди нас есть шутник. "Нет, - говорит он, - не прошьете. Борт если и продырявите, а дальше в проводах запутаетесь". И правда, чего-чего, а проводов да автоматики в "Адмирале Октябрьском" куда больше, чем в "Кирове". Смех стоит с обеих сторон. "Кировцы", ладные ребята с загорелыми широченными спинами, мощными мускулами и стальными - сплошная мозоль от весел - кулаками, оказались чемпионами по гребле Балтфлота и прибыли к нам просто посмотреть поближе на красавца "Октябрьского". Раньше, - сказали они, - у нас таких кораблей - весь в антеннах, как в кружевах, - не было. Да, думаю, антенн хватает. Всех видим, всех слышим, всех обнаружим.

...Лиепая. Стоим у стенки. Боцман ходит - хватается за голову: с носовых скул корабля 7 слоев шаровой краски начисто содрала штормовая волна. Снова красить придется! В походе мы попали в шторм, говорили, 5 баллов. Вот и хлопоты новые у боцмана. А с кормы наш "Октябрьский" принимает боезапас для учебных стрельб. Никогда не забуду бесконечные ленты для АК-630, которые снаряжались и уходили куда-то внутрь корабля, в артпогреба, как в бездонную бочку. Понятное дело: ненасытные скорострельные автоматы сожрут все за считанные минуты боя... Когда работает АК-630, очередей не разберешь. Слышен лишь жуткий нестерпимый вой, а экраны локаторов застилает сплошной ковер смертоносных снарядов. В сторонке лежат штабеля реактивных глубинных бомб для РБУ. Тихие такие, круглые, в аккуратной деревянной обрешетке защитного цвета. И табличка: "Изделие такое-то, практ". Потом мне пояснили, что "практ" - это сокращенное слово "практический", т.е. не боевой, а для учебных стрельб. Головной зарядной боевой части нет, а просто весогабаритный заменитель. А вот двигательная часть - твердотопливная ракета - наличествует. И с меня вполне хватило, когда беглым огнем заработали обе кормовых РБУ-1000, стреляя в плавучую мишень. Промахов - ни одного! И уши у меня заложило после этого дня на три - мы, любопытствующие "штатские", тайком собрались на корме под вертолетной площадкой, чтобы посмотреть стрельбы. Помню обалденный грохот да летящие клочки бумаги, вроде газет. Пыжи там есть, что ли? Как в охотничьем патроне?

...Где-то в Балтийском море. Стреляют из АК-725 по выкрашенной суриком бочке с соляркой, которая преспокойно плавает в море в четверти мили от нас. Снаряды боевые. Что-то не заладилось с первыми выстрелами - снаряды рикошетят, как камешки по воде, давая недолет. Потом рассказывали, что зашел спор между оружейниками и электронщиками - отчего нет попаданий. В конце концов, пришел мужчина в телогрейке и кирзачах сурового вида, крепко матюгнулся, залез в башню и вручную, без электронного прицеливания, с первого выстрела поразил цель. В море ярко вспыхнула бочка. Мужчина вылез из башни, опять помянув кого-то недобрым словом, вынул из кармана "Беломорину" и, затянувшись, успокоился. Доказал, что пушки его завода работают точно!

...Тоже на Балтике. Идут испытания системы успокоения качки. Представьте себе такую картину: по абсолютно спокойному, штилевому морю несется полным ходом огромный боевой корабль, раскачивающийся с борта на борт, словно пьяница-забулдыга. Командир корабля по КГС "Каштан" приказал всем, в том числе и нам, "штатским", быть на местах, на палубу не выходить и все нештатное закрепить по-штормовому. Я сделал нечто вроде креномера из нитки и грузика, укрепив на переборке. Видно, что крен сильный - градусов 30, не меньше. Слышно, что в соседней каюте что-то падает и со звоном разбивается - то ли незакрепленный графин с водой, то ли дорогостоящий осциллограф. Где-то сорвался с переборки и сработал огнетушитель. Бедным матросам опять достанется от боцмана, опять придется делать мокрую приборку... И весь этот самодеятельный шторм был устроен с помощью выдвигающихся из корабля ниже ватерлинии лопастей, которые при настоящей качке должны как бы противодействовать волнам и тем самым держать корабль строго вертикально, чтобы и ни один графин не упал, и ни один снаряд не промазал...

...Испытания одного из самых важных узлов двигательной системы корабля - ГТЗА. Проверка, как говорят, "на дурака". Корабль, разогнанный до предела "вперед" (32 узла, или 60 км/час - не слабо?) неожиданно переключается на "назад". Попробуйте сделать такое со своим автомобилем и, если останетесь живы, посмотрите, что случилось с коробкой передач. Месиво из поломанных шестеренок! А у нас все осталось цело! Мне казалось в этот (да и не только в этот) момент, что наш корабль - это живое, разумное существо. Как задрожал, завибрировал весь его стройный поджарый корпус... Как бешено несшийся вперед благородный скакун, резко остановленный неразумным хозяином, "Октябрьский" по инерции еще летел, рвался, шел вперед некоторое время, пока, наконец, не встал, весь в морской пене, как лошадь в мыле...

...Боевая тревога! Настоящая, не учебная. Это - в тот день, когда произошел переворот в Чили. Когда убили Альенде, и к власти пришел Пиночет. Мы - где-то в нейтральных водах Балтийского моря. Иллюминаторы задраены, поставлены заглушки. Ночь. Ни одного огня на корабле. Радиоаппаратура работает только на прием. Верхняя вахта матросов - в шинелях, касках, при оружии. Утром приказ: вернуться на базу, ибо мы еще не вошли в состав ВМФ. А жаль... Ночью, как говорили потом, какая-то не наша подводная лодка неподалеку шныряла. Но, как говорят, все обошлось.

Обошлось... В тот раз обошлось.

А как будет в этот раз? Когда Америкой правит аморальный урод с высосанными подчистую вошедшей в экстаз девицей мозгами? Когда в составе НАТО летает, бомбит и обстреливает Югославию свежее поколение убийц, не видевшее стертого с лица земли в 1945 г. Берлина и не испытавшее смертельного страха в непроходимых джунглях Вьетнама. Пока вы еще живы - остановитесь! Опомнитесь! Или вы хотите превратить всю Америку в сплошное Арлингтонское кладбище, а всю Германию - в Трептов-парк? Еще не поздно!

...Я не знаю, где сейчас находится "Адмирал Октябрьский". Но точно знаю, что его брат - БПК "Керчь" - готов к походу в воды Адриатики. Надеюсь, что боекомплект на нем - полный, и не впустую потратит он топливо. "Керчь" - посильнее "Октябрьского". И покрупнее, и побыстрее. Я был на однотипном с "Керчью" гвардейском БПК "Очаков". Тогда было мирное время. Но все было строго, все четко, все ясно. Как положено на военном корабле. И мне думается, что и сейчас боевая готовность военно-морского флота России, как говорится, присутствует. И если что, "Керчь" - это только начало.

Счастливого вам плавания, военморы России! И вот вам с собой в поход:

Нет, не уступим мы врагам ни на йоту,

Чужим полкам, чужим войскам,

чужому флоту.

И пусть, как флаг борьбы за мир,

не выцветает

Вся полосатая, как тигр, душа морская!

Геннадий БАКСИЧЕВ, фото автора

Оригинал материала находится здесь: http://www.duel.ru/199917/?17_6_2

 

Аден (переход из Ленинграда) Визит Министра обороны Польши Войцеха Ярузельского. Филиппины-77.  Ракетная площадка, лежбище свободной смены
Цусима, место гибели Варяга журнал Советский воин, N18 1975 год. Статья о БПК Октябрьский. журнал Советский воин, N18 1975 год. Статья о БПК Октябрьский.
журнал Советский воин, N18 1975 год. Статья о БПК Октябрьский. журнал Советский воин, N18 1975 год. Статья о БПК Октябрьский. журнал Советский воин, N18 1975 год. Статья о БПК Октябрьский.
Ходовой мостик БПК Адмирал Октябрьский Вид на торпедный аппарат и АК-726 Кильватерный след. Вид с юта.
Вид на антенны ЗРК "Шторм" Площадка РБУ-6000.
Кормовой ЗРК "Шторм". Правый шкафут. Площадка АК-630. Командирский катер.

От авторов сайта: В настоящее время в строю находится лишь БПК "Керчь", "Очаков" в затянувшемся на многие годы ремонте, все остальное продано и распилено. Так "сыны" родины поступили с нашими кораблями.

 

 

Назад на главную

Назад

 

 

Ссылки:

 

БПК Кронштадт
БПК Адмирал Исаков
БПК Адмирал Нахимов
БПК Адмирал Макаров
БПК Маршал Ворошилов
БПК Адмирал Октябрьский
БПК Адмирал Исаченков
БПК Маршал Тимошенко
БПК Василий Чапаев
Разное о проекте 1134 А
Сайт создан в системе uCoz