БПК "Василий Чапаев", бортовые номера:729, 511, 545(74), 570, 239(77), 549, 590
ИСТОРИЯ БПК "ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ"
1982 г. Боевая служба в Индийском океане, протяженностью девять месяцев с заходами: Вьетнам, Индия, Сейшельские Острова, Южный Йемен, Мозамбик. Из Владивостока корабль совершил переход до острова Сокотра (НДРЮЙ). Затем с официальным визитом посетил республику Сейшельские острова, откуда перешел для проведения ППР на ПМТО на о-вах Дахлак ( в те времена еще Эфиопия). По окончании ППР вновь на Сейшельские острова, далее в Мозамбик. После чего вновь на о. Сокотра и домой во Владивосток с заходом во Вьетнам.
1983 г. Ремонт в Дальзаводе г. Владивостока, стояли вместе с БПК "Ворошилов" и "Октябрьский".
1984 г. осень поход в группе, с ТАКР "Новороссийск", - СКР и танкера к Гавайским островам, далее в Охотское море на слежение за многоцелевой АПЛ США, попали в девятибалльный шторм.
1984 г. весна, визит в КНДР, месяц стояли на рейде, в точке аварии корейской дизельной ПЛ.
Февраль 1985 года: БПК "Василий Чапаев" выполнил противолодочную задачу и противолодочные боевые упражнения в составе КПУГ совместно с ТАКР "Новороссийск", бпк «Таллин», бпк «Ташкент» по плат К-115.
29 марта 1985 года в 08.00 в ходе командно-штабного учения Тихоокеанского флота оперативное соединение кораблей под флагом командира 10 оперативной эскадры вице-адмирала Р.Л.Дымова в составе тяжёлого авианосного крейсера «Новороссийск», больших противолодочных кораблей «Николаев», «Ташкент», «Таллин», «Василий Чапаев», сторожевых кораблей «Ревностный» и «Порывистый», атомной подводной лодки К-360 и отряд судов обеспечения в составе большого морского танкера «Владимир Колечицкий». средних морских танкеров «Илим» и «Абакан» скрытно вышло в море для участия в учениях флота.
Состав авиагруппы ТАКР «Новороссийск»: самолёты Як-38 — 16 (14 боевых Як-38М, 2 спарки Як-38У), вертолеты- 14 (10 Ка-27ПЛ, 1 Ка-27ПС, 2 Ка-25ДЦ, 1 Ка-25ПС). Девять машин Як-38 были модернизированные, для взлёта с укороченным разбегом.
На первом этапе КШУ осуществлён переход оперативного соединения к Гавайским островам, отработаны все виды обороны ОС, пополнение запасов соединения на ходу, нанесение условного ракетно-штурмового удара по Пёрл-Харбору. На втором этапе ОС выполняло роль АМГ "противника", наносящего авиационный удар по базам на Камчатке, отрабатывалось преодоление рубежей подводных лодок и отражение массированных ударов авиации берегового базирования. На третьем этапе ОС, продолжая выполнять роль АМГ "противника", отрабатывало ведение встречного боя в Японском море с корабельными ударными группами ракетных катеров (в проливе Лаперуза) и ракетных крейсеров (2 ракетных крейсера и 2 БПК; на гвардейском РКР «Варяг» находился Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков).
30 марта ТАКР «Новороссийск» нанёс условный ракетный удар по обнаруженному ДЕСО ВМС США в составе 3-х кораблей во главе с УДК «Тарава». Большие противолодочные корабли отработали по ДЕСО нанесение удара крылатыми ракетами ближнего действия (противолодочными ракетами 85РУ).
31 марта 1985 года ОС, пройдя Цусимским проливом, вышло из Японского моря.
Во время учения, на походе, авиация отрабатывала ПВО ОС (9 апреля дежурными истребителями были перехвачены два стратегических бомбардировщика В-52), уничтожение надводных целей (бомбометание и стрельба НУРС по бурунной мишени; 8 апреля по ошибке атакован американский фрегат «Kirk», осуществлявший непосредственное слежение за кораблями ОС: практическая бомба ФАБ-50 упала в 70 метрах от его правого борта, второй штурмовик "всадил" НУРС С-24 тому же фрегату под форштевень); вертолёты отрабатывали поиск подводных лодок и выдачу целеуказания на ракетные комплексы.
Корабли оперативного соединения за время похода неоднократно пополняли запасы и отрабатывали одновременную заправку нескольких кораблей от танкеров снабжения. Так, 10 апреля при пополнении запасов ТАКР «Новороссийск» траверзным способом от БМТ «Владимир Колечицкий» принято 2500 т мазута, 300 т питьевой воды, 270 т котельной воды.
Интенсивность полётов, несмотря на неблагоприятные погодные условия - штормы, частые туманы, была высокой. Например, только за 11 апреля выполнено 30 самолёто-вылетов со стрельбами по бурунной мишени, осуществлён перехват самолётов разведчиков Ту-95РЦ. Осуществлялись перехваты всех воздушных целей, приближавшихся к ОС, в том числе и гражданских самолётов, шедших по международным трассам.
12 апреля во время плановых полётов самолётов произведена аварийная посадка Як-38 лётчика Хмарского - не запускался по штатному ПД (подъёмный двигатель), запущен пилотом в воздухе в аварийную, посадка на палубу прошла успешно. На бпк «Николаев», при проведении ночных полётов, в сложных метеоусловиях, вертолёт Ка-27ПЛ сел мимо площадки на воду, помял о воду нижнюю часть фюзеляжа, но сумел взлететь и сесть на вертолётную площадку при повторном заходе.
16 апреля оперативное соединение прошло через пролив Екатерины, в котором наблюдались дрейфующие ледяные поля, в Охотское море в обеспечении ледоколов «Ермак» и «Илья Муромец». В ночь с 16 на 17 апреля через пролив Лаперуза ОС вошло в Японское море.
17 апреля, около 22.00, корабли ОС встали на рейде бухты Руднева залива Стрелок. За поход пройдено 6430 миль.
С 1-го по 3-е октября 1984 года БПК "Василий Чапаев" участвовал в операции по вскрытию подводной обстановки в Охотском море с целью обнаружения проникших туда американских ПЛА. Состав сил поиска: такр «Новороссийск», бпк «Николаев», скр «Сторожевой», плат К-242, плат К-535, пл Б-855, пл Б-229, пл Б-404, самолёты БПА Ту-142, вертолёты Ка-27пл с такр «Новороссийск». КПУГ вышел в 7.00 28 сентября. 30 сентября бпк «Василий Чапаев» обнаружил след ПЛА неакустической аппаратурой. В 4.00 2 октября пл Б-404 нашла американскую ПЛА в районе Четвёртого Курильского пролива. Вызвала и навела противолодочные самолёты Ту-142. Самолёты Ту-142, установив контакт передали его кораблям КПУГ. Контакт поддерживался кораблями и вертолётами «Новороссийска», работавшими четвёрками, сменявшими друг друга, весь день 2 октября и почти весь день 3 октября, пока не было принято решение, из-за надвигающегося шторма, окончить операцию. 5 октября КПУГ зашёл в залив Анива для пополнения запасов бпк «Николаев» и бпк «Василий Чапаев». Утром 6 октября КПУГ прибыл в бухту Руднева залива Стрелок.
1985 г. август выход на БС во Вьетнам. С сентября 1985
по апрель 1986г. БПК "Василий Чапаев " находился на боевой службе в Вьетнаме.
....
Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 11.06.1970 года.
Экипаж корабля был сформирован в соответствии с директивой ГШ ВМФ на базе 7 ОПЭСК КСФ. Первым командиром корабля стал капитан 2 ранга В.А. Собгайда. Первоначально БПК «Василий Чапаев» вошел в состав 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ (приказ командующего ДКБФ №0171 от 24.12.1976 года). В отличие от экипажа БПК «Маршал Ворошилов», офицерский состав и мичманы отказались от перехода на ТОФ, что по тем временам было расценено как бунт и отказ от выполнения приказа. В связи с этим командиром корабля на переход был назначен капитан 1 ранга Л.А. Агаджанов, а офицерский состав и мичманы в срочном порядке прибыли из Владивостока. Приказом командующего КТОФ №0131 от 31.03.1978 года корабль был переподчинен в состав 201 бригады противолодочных кораблей 10-й оперативной эскадры КТОФ. В 1977 г. корабль успешно выполнил переход на ТОФ и задачи БС в Индийском океане совместно с БПК «Адмирал Октябрьский». С деловыми и официальными визитами БПК «Василий Чапаев» (командир капитан 1 ранга Л.А. Агаджанов) посетил порты Гавана, Сьенфуэгос, Луанда, Ботиала, Мапуту, Аден. Совместно с СКР «Резкий» в период с 16 по 21.12.1977 года под флагом командира 8 ОПЭСК вице-адмирала Н.Я. Ясакова посетил с деловым визитом порт Бомбей (Индия).
В феврале—марте 1979 года «Василий Чапаев» совместно с кораблями эскадры (КРУ «Адмирал Сенявин», РКР «Адмирал Фокин», БПК «Способный» и «Строгий», ЭМ «Возбужденный», СКР «Разящий») оказывал активную помощь Вьетнаму во время вооруженного конфликта с КНР. За мужество и героизм 36 членов экипажа были награждены правительственными наградами. По итогам БП и ПП корабль (командир — капитан 3 ранга Э.Г. Знахуренко, заместитель командира по ПЧ капитан 3 ранга Городнянский) был определен в числе лучших на флоте.
Весной 1982 года «Василий Чапаев» (командир капитан 2 ранга А.Г.Зозуль) убыл на девятимесячную боевую службу в Индийский океан с заходами во Вьетнам, Индию, Сейшельские острова, Южный Йемен и Мозамбик. Из Владивостока корабль направился на остров Сокотра (НДРЮИ), а с 8 по 12.05.1982 года посетил (совместно с СКР «Рьяный» под флагом командующего 8 ОПЭСК контр-адмирала М.Н. Хронопуло) с официальным визитом порт Виктория (Сейшельские о-ва). Для проведения планово-предупредительного ремонта перешел на ПМТС эфиопского архипелага Дахлак, а затем убыл к Сейшелам и далее — в Мозамбик, о-в Сокотра, Вьетнам, посетив порты Мапуту, Виктория, Камрань и возвратился во Владивосток.
В 1983 году на СРЗ «Дальзавод» (г.Владивосток) корабль прошел текущий ремонт.
Выполняя задачи несения БС, весной 1984 года корабль нанес деловой визит в КНДР, а затем около месяца находился на рейде, в точке аварии корейской дизельной подводной лодки. С 1 по 3 октября 1984 года БПК участвовал в операции по вскрытию подводной обстановки в Охотском море с целью обнаружения проникших туда американских атомных ПЛ. В состав сил поиска входили: ТАВКР «Новороссийск», БПК «Николаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ДПЛ «Б-229» и «Б-404», самолеты береговой патрульной авиации Ту-142. КПУГ покинул базы в 7 часов утра 28 сентября и уже 30 сентября «Василий Чапаев» обнаружил неакустической аппаратурой «Колос» радиоактивный след ПЛА. В 04.00 2 октября ПЛ «Б-404» обнаружила американскую АПЛ в районе четвертого Курильского пролива и навела на неё самолеты Ту-142. Самолеты, установив контакт, передали его кораблям КПУГ. Четверки вертолетов с «Новороссийска», вместе с кораблями КПУГ, уверенно поддерживали контакт с АПЛ ВМС США вплоть до вечера 3 октября, когда операцию решено было прекратить из-за надвигающегося шторма. Днем 5 октября КПУГ зашел в залив Анива для пополнения запасов топлива у БПК «Николаев» и «Василий Чапаев». Утром 6 октября КПУГ прибыл в бухту Руднева залива Стрелок.
Участвуя в учениях КТОФ в феврале 1985 года, БПК «Василий Чапаев» в составе КПУГ (ТАКР «Новороссийск», БПК «Ташкент» и «Таллин») успешно выполнил противолодочные боевые упражнения по ПЛАТ «К-115». В марте 1985 года корабль участвует в КШУ КТОФ под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова. Корабль вышел из Владивостока в 08.00 29 марта в составе отряда кораблей: ТАКР «Новороссийск», БПК «Николаев», «Ташкент», «Таллин», СКР «Порывистый», «Ревностный» и ПЛА «К-360» в обеспечении БМТ «Владимир Колечицкий». В ходе оперативно-тактического учения отрабатывался вывод соединения на комбинированный удар крылатыми ракетами большой дальности надводных кораблей, подводных лодок и морской ракетоносной авиации по Перл-Харбору. Во второй фазе учения была проведена поисковая операция с целью выявления позиций американских атомных ракетных подводных лодок в Филиппинском море. Все задачи решены успешно.
В августе 1985 года БПК «Василий Чапаев» выполнил задачи БС у берегов Вьетнама, где находился с сентября 1985 года по сентябрь 1986 года. С 15 по 17 октября 1986 года корабль привлекался к первым совместным советско-корейским учениям сил КТОФ и Восточного флота ВМС КНА по теме «Разгром десантного отряда на переходе морем» под общим руководством командующего КТОФ адмирала В.В.Сидорова. В учениях от СССР участвовали БПК «Ташкент» (КУ), «Василий Чапаев», пять ракетных катеров «Молния», три судна обеспечения и 12 самолетов-ракетоносцев. Советская группировка базировалась на порт Начжин. После окончания учений БПК продолжил несение БС в Индийском океане. По итогам 1986 года КПУГ 10 ОПЭСК в составе БПК «Ташкент», «Василий Чапаев», СКР «Горделивый» с авиационной поисково-ударной группой 710 ОКПЛВП объявлена лучшей по противолодочным действиям (командир КПУГ — командир 201 БрПК капитан 1 ранга Э.Г. Знахуренко). 03.05.1992 года ввиду изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации на металл. 31.12.1993 года расформирован.
Назад на главную